пятница, мая 07, 2010

У мамы была брошь/

1
странная вещь/ похожая на небольшой витраж. Мне было шесть, мы с мамой пошли на пляж. Лето сияло хорошее; всё засвечено и заброшено; цвели иван-чаем обочины; сверкали разбитые стёкла полуразрушенных бань; пахла крапива, полынь, блеяли козы, каждую ночь тихо ворчали грозы, освежая немеркнущий воздух синий, сухие яблони покосились, развалился шиповник в тяжёлых прозрачных розах.

Мы купались, читали и были счастливы целых полдня, пока не погасло на той стороне небес, пока не замер чёрно-зелёный лес; птицы затихли, и стало жарче, и стало видно, что в небе есть этажи, что ветер над озером башни строит на большой высоте, и мама сказала: домой побежим.

Мама надела платье и поняла: броши нет. Глянула в небо и говорит: пойдём/ назад/ и будем смотреть след в след/ и ты, конечно, её найдёшь; мы точно её найдём.

Медленно шли по песку и смотрели вниз, полем шли и смотрели вниз, покосами шли и смотрели вниз, мимо кукушек и скошенных васильков, заброшенных бань, белых коз, мы свернули в лес, шли и в безветрии грозном спокойно смотрели вниз, а сверху на нас.

Кончился лес, началась бетонка; шли по горячим плитам, пристально глядя вниз; дунул ветер и стало холодно; небо над нами нависло. Я почувствовал – как? – и нагнулся вдруг; и в щели, меж плит, где трава, я увидел брошь, голубой и прозрачный круг. Я же знала, глаз у тебя алмаз! хорошо, что близко дом! я же знала, что ты найдёшь/ говорила, что мы найдём/ – тут прорвался гром, потемнело враз, мы бежали остаток пути. Мне и в голову не пришло, что мы могли бы её не найти

среди кузнечиков, трав, безветрия и песка, лучей и ручьёв, среди всего, что составляет мир, всего, что оставляет нас


2

вот и шёл я, в уме рассматривая эту брошь
вспоминая, мысленно держа её перед собой
глядя на всё как бы сквозь её круг голубой
она была центром, собирающим все лучи,
но при этом была прозрачна и не видна

я шёл без варежек, а зима
поджигала пальцы, я мысленно брошь положил в карман
а в кармане прореха, и в эту брешь между строк
провалилась брошь и упала в снег
в сыпучий снег со следами ног

я почувствовал сразу, что броши нет
потому что на меня навалилась тоска
но я точно помню, как выглядит эта вещь
и я сразу же начал её искать
я же чувствую – она здесь, я думал о ней как раз
надо только настроить как можно пристальней взгляд
и назад, и назад след в след

и найдёшь даже то, чего больше нет

у «Окея» рос ледяной сугроб
высотой до пятого этажа,
и сугроб у каждого гаража,
и на каждом углу ледяной сугроб
а в небе подобие витража
остроконечна была зима
белою свечкой палила нас

а потом весна под окно пришла
а я всё искал, не смыкая глаз
отзовись же, ты точно здесь
я надел резиновые сапоги
и по лужам солнечным, где круги,
я бурлил, как будто мне шесть

и я руки в лужу опустил, как в борщ,
проливал, цедил, проницал насквозь,
лужу приподнял, под неё заглянул
но не встретил броши, и ветер меня задул
и меня охватила дрожь

неужели ты её не найдёшь
ведь нашёл же тогда, в тот раз

среди дворов и высохших пустырей
дыма, пыли и солнечных пузырей
среди всего, что составляет мир
всего, что оставляет нас

Ксения Букша
"Брошь"
2010

Комментариев нет: